Не отставать от информационного векаУважаемые коллеги! Почему наша молодежь так слабо и убого использует возможности Интернета? Теперь во многих школах созданы компьютерные классы с выходом в Интернет. Следовательно, почти каждый может стать сам себе издателем. Но много ли вы видали молодежных сайтов достойного содержания? И где школьные сайты, сделанные самими учащимися? Если вдуматься, всë понятно. В массе, молодежь лишена и высоких идеалов, и материального достатка (по нынешним меркам, самого высокого идеала). В таких условиях стоит ли удивляться засилию примитива? У молодежи нет настоящего Дела, поэтому нет и продукции (в т.ч. Интернет-продукции). Конечно, у молодежи маловат жизненный опыт и запас знаний, им как бы не о чем писать. Но главное: нет госзаказа, поэтому нет и предложения. И тогда, как мы уже неоднократно видели, появляется зарубежный заказ, выплескивается молодое буйство, прокатываются разноцветные революции. Упаси, Боже! Не пора ли подумать, как организовать социальный заказ, отечественную поддержку, платежеспособный спрос на произведения информационного искусства (не путать с компьютерной грамотностью и с программированием!)? |
Даëшь Контент-союз поколений!Вообще, создание любого творения, любой продукции требует трех слагаемых: мозги + технологии + техника. Соответственно, сложился естественный порядок разработки (идея, модель, изделие) и давно установились ценностные приоритеты этапов производства. Для создания веб-странички, сайта или иной информационной продукции необходимо, по сути, то же самое: в первую очередь, содержание (content), затем программное обеспечение (soft) и, как минимум, компьютер (hard). Но когда правят глупость и нажива, всë поставлено с ног на голову. Российское Интернет-творчество и Интернет-производство, как и другие новшества, переживают детские болезни роста. Компьютер и ремесло наладчика сегодня стоят дороже программ (благо они пиратские!), а сами программы и умение манипулировать ими ценятся выше, чем добротный контент, результат творческого поиска. Отсюда примитивность и, по большому счету, бессодержательность Рунета — информационного лица России. (Об официальных сайтах и СМИ — отдельный разговор.) Справиться с этими болезнями может только старшее поколение в союзе с продвинутой молодежью. По идее, мудрые старики — вдохновители контента; продвинутая молодежь — мастеровые новой техники и знатоки технологий. В нормальном обществе старики ценны как носители культуры, хранители традиций, концепций, профессионализма, исторического и житейского опыта. Вот бы всë это сохранить, пока окончательно не разрушено и не забыто. Думаю, молодежи без этого не обойтись. Иначе жизнь вовсе пойдет вразнос. |
К видеоинформационному искусствуОжидается, что в XXI веке видеоинформационное искусство, сочетающее гуманитарную и техническую направленность, займет лидирующее место, как литература, музыка и изобразительные искусства в XVIII-XIX веках, как кинематография и телевидение в XX веке. Появится система видеокомпьютерных мини-студий (не в новомодном, а в исконном смысле: studio - старание, изучение). Мини-студии уже появляются, по крайней мере, трëх основных типов — домашние, муниципальные и корпоративные. Постепенно они станут основными ячейками и информационного производства, и непрерывного образования по принципу «Обучение в Деле / Learning by Doing». Тогда как традиционная система массовых школ и университетов, созданная индустриальной эпохой и дидактической педагогикой, станет дополнительной системой общего образования, поскольку она хотя и имеет замечательный опыт обучения, но не стимулирует творческую самостоятельность и деловитость. Мини-студии призваны информационно раскрепостить людей. В перспективе, при тех же затратах можно будет создать собственную среду видеокомпьютерного самообразования и дистанционного обучения, а главное — использовать ту же среду для работы и для реализации собственных идей. Не опоздайте! |
Трудное детство семейных Мастер-студийВ 1994-1995 годов, благодаря победам на Конкурсах инновационных проектов, мы разжились компьютерами и организовали первую семейную студию «ВидеоКОТ» для реализации проекта «Домашний видеокомпьютинг», а затем Интернет-общество взаимопомощи инвалидов для реализации проекта «Лидеры-инвалиды». Постепенно стали создаваться домашние студии. Как показывает опыт, решающую роль в их становлении играет не столько видеокомпьютерная техника, сколько Семейный Наставник, способный организовать детей и внуков на разработку общесемейной информации: воспоминаний, родословных, юбилейных газет, поздравлений, фамильных сайтов, самоучителей и др. Далее неминуемо появление семейных информационных мастерских, в каком бы виде они ни создавались, — в виде домашнего учебного центра, домашнего издательства, домашнего офиса и т.п. Причем в переходный, постиндустриальный период, пока информационные потребности общества еще не развиты, а индустриальные мощности уже подорваны, информационные мастерские и мастерские традиционные должны умело сопрягаться, взаимодействовать друг с другом. Только при этом условии и те, и другие будут жизнеспособны (конечно, если исключить наезды легальных и нелегальных грабителей). Семейных студий могло бы быть и больше, ибо компьютер перестал быть роскошью. Но тут его захватила обольстительная напасть — развлечения, порно, чат-треп, рефераты-эрзацы знаний и т.п. Положа руку на сердце, скажите: говорят ли ваши дети, внуки, знакомые «играть в компьютер»? Созрели ли вы сами до создания собственного сайта о себе, о своей семье, друзьях и о своём деле? |
От домашней видеоинформатики – к муниципальной и корпоративнойКогда дальновидные родители станут стимулировать своих наследников к участию в общественном и в семейном деле, из домашних студий станут расти муниципальные и корпоративные мини-студии. А пока коррумпированные госаппарат и бизнес развивают все что угодно – компьютерные классы для школьной информатики, компьютерные клубы для игр, видеосалоны, Интернет-кафе и т.д., – но только не видеокомпьютерные ячейки местного самоуправления и гражданского общества. В некотором смысле, видеокомпьютерные мини-студии должны напоминать те же кружки и секции, которые прежде содержали местные власти на средства местных предприятий. Нынешние же власти и новые капиталисты не хотят и/или не умеют конструктивно задействовать, оплатить, использовать творческую энергию общества и, особенно, молодежи (даже своих наследников, вот что странно!). Напротив, натравливая коммерческие структуры на социальные, чиновников на народ, молодежь на стариков, одних льготников на других и т.д., они провоцируют дестабилизацию общества, высвобождают разрушительную энергию. Как обычно, в этой борьбе проиграют не только побежденные, но и победители. Только поздно они это поймут… Пучина бездуховности, нравственной и экономической деградации затягивает нас все сильнее и сильнее. Оглянитесь: вокруг тьма проблем, нищеты, хаоса, невежества, беспредела. Но чиновники и обыватели в упор их не видят. Для примера, две цитаты из «Всеволожских вестей» на местную тему: Главный архитектор города: «В нашей администрации, видимо, из-за того, что здание сыроварни стоит на балансе КУГИ, этот вопрос не рассматривался». Коренная жительница Всеволожска: «На этом месте надо выстроить современный красивый дом (за основу взять каркас сыроварни) с мемориальной доской, на которой рассказать его героическую историю. Будет ли это ресторан, кафе или еще что-либо — все равно, можно назвать его "У 43 героев" или "На Дороге жизни"». Вот оно, равнодушие. Одобрить строительство кабака вместо исторического памятника, памятника погибшим героям — ни ума, ни души не надо. К счастью, не все таковы. В том же Всеволожском районе аккумулирован большой интеллектуальный потенциал — культурный, духовный, научный. В основном, это люди бедные, потому что честные. И они честно и нелицеприятно выступают против того, как власти грабят народ, втюхивают экологически опасные проекты, уничтожают наши социальные завоевания и культурное наследие. Давайте попытаемся использовать этот потенциал конструктивно! В нынешних условиях этот призыв кажется утопическим. Но, быть может, что-то доброе удастся сделать за ближайшие два-три года, пока амбиции и корысть политиков вновь не направят протестующие массы на очередное разрушение. |
Так может бытьДля конкретности, обратимся опять же ко всеволожской действительности. Однако, высказанные предложения легко экстраполировать и на другие местности, стоит лишь заменить фамилии и наименования наболевших тем. Вот несколько гражданских инициатив, как говорится, «висящих в воздухе» (наименования и инициаторы указаны мною в первом приближении, без согласования). Уверен, каждая из инициатив при надлежащей разработке могла бы потянуть на приличный контент-проект, способный вызвать не только всероссийский, но и международный резонанс:
Здесь и далее речь идет не о дублировании властных функций, а о придании им эффективности с помощью молодых сил и современных технологий. Конкретно: я ограничился только вопросом сетевой подготовки и популяризации решений, касающихся будущего. Хотя, по моему мнению, было бы полезно сделать и следующий шаг — возродить органы народного контроля. Чтобы приструнить распоясывшихся самоуправцев, направить «слуг народа» на приумножение, а не растранжиривание ресурсов, которые нынешнее поколение должно оставить своим детям и внукам. Вот это было бы настоящим народовластием - по крайней мере, в переходный период, пока два-три поколения не освоят нормы гражданского общества. А при нынешней оккупационной идеологии властей такого общества как не было, так и не будет. |
Что делать?Разработчиками этих контент-проектов могли бы стать, например, Парламент старшеклассников и программа «Лидер завтрашнего дня». (А если нет, то структура типа Общественной палаты, включающая продвинутых и патриотически настроенных молодых людей, готовых к ответственному делу. А лучше бы всего - комсомол.) Ребята, от вас ждут открытия новых, высокотехнологичных прорывов в развитии России, а не школярства и балдежа. Спешите преуспеть не в кондово-бюрократическом, а в информационно-управленческом искусстве, причем не вприглядку, а в достойном, самостоятельном деле. В жизни пригодится! Как делают открытия? Как говорил А.Эйнштейн, все знают, что этого нельзя сделать, а один этого не знает, — он-то и делает открытие. На этом принципе основываются многие «технологии прорыва». В свое время мы с успехом использовали их в Новосибирской физматшколе. Тогда был нужен прорыв в науке, теперь - в экономике и управлении. Консультанты есть у вас дома и по-соседству, коль скоро родители, родственники и/или знакомые являются местными руководителями, специалистами, предпринимателями. Преимущество общественного проектирования перед узко-бюрократическим состоит в широте и всесторонности охвата проблемы. Ведь чиновники зачастую предпочитают прятать острые вопросы под сукно, решать их келейно и корыстно, маскировать славословием: «Все хорошо, прекрасная маркиза...» Разработка любого проекта состоит из высвечивания множества взаимосвязанных тем. При разработке аванпроекта никто не требует от вас углубляться в решение отдельных вопросов, но надо систематизировать их все, комплексно. Вот лишь один пример, касающийся развития туризма. По международным нормам, неподалеку от туристического объекта должен находиться пункт скорой кардиологической помощи. В иностранных справочниках указано, что такого пункта нет ни в Петербурге, ни в области, а ближайший находится … в Финляндии. Быть может, у музея и больницы есть совместный шанс подняться на более высокий уровень и найти туринвестора, который не чета какому-то «Корунду»? Организаторами разработки должны стать администрация и депутаты. (А если нет, то оппозиция и/или конкуренты.) Первостепенная задача — создание муниципальной мини-студии как ячейки местного самоуправления и гражданского общества. Необходимо предусмотреть помещение и оснащение, создать условия работы представителей общественности и, особенно, молодежи. В частности, необходима финансовая и организационно-техническая поддержка следующих мероприятий (уточняются при согласовании):
Правда, нынешние власти Всеволожска, как и их вышестоящие начальники, не проявляют заинтересованности к сотрудничеству с народом. Возможно, предстоящие выборы либо их подстегнут, либо заменят. К сожалению, не очень уверен, что и будущие власти реализует эти предложения. И всë же, как в войну говорили, прорвëмся! Если не в этом районе, то в другом. Если не в этом регионе, то в соседнем. К примеру, в Ярославле создан Международный Фонд семейного кино, проводится Международный фестиваль любительских фильмов и реализуется программа создания экспериментальных семейных студий в каждом из 17 районов Ярославской области. Губернатор приобрел для детей-инвалидов области 75 компьютеров, их выдали в семьи. Можно не просто играть в игрушечки, а монтировать фильмы и общаться со всеми детьми мира по Интернету, а затем оказывать помощь и платные услуги людям, которые купили видеокамеры… Вот это молодцы! С наилучшими пожеланиями, Никитин Владислав Васильевич март-октябрь 2005 |
|
|
|
© Ветеранский Интернет-клуб, 2005. При перепечатке не сочтите за труд сослаться на www.vp-iclub.narod.ru |