Герман ПетелинНовые кулаки и батракиСпустя столетие в российских деревнях снова появились батраки, готовые работать за тарелку супа. Число тех, кто не смог приспособиться к новой жизни год от года растет… В праздничные дни Михаил напивается и грозит кулаком в сторону самого большого особняка: – Кончится у людей терпение, возьмется народ за вилы, и придет хана всем спекулянтам. Я сам этих мразей резать пойду. Впрочем, революционный запал у мужика проходит быстро, и он идет спать. А ранним утром, опустив голову, топчется на крыльце ненавистного особняка: – Сергеич, тебе помочь не надо? Иван Сергеевич в деревне самый уважаемый человек. У него два «КамАЗа». На них он привозит продукты, которыми торгует на рынке. – Проспался, революционер хренов? Иди машину грузи. Когда-то они оба шоферили в совхозе. Иван возил директора, а Михаил – развозил корма на фермы и телят на мясокомбинат. В начале 90-х Иван вышел из колхоза и, как судачат в деревне, благодаря знакомствам с начальством стал владельцем двух тракторов, двух комбайнов, «ГАЗ-53» и дважды получил беспроцентные ссуды на развитие фермерского хозяйства. Ковыряться в земле он не стал, а занялся коммерцией. Теперь Иван Сергеевич даже у главы района в почете. Михаил ни о фермерстве, ни о торговле не помышлял. В 1995 году у него умерла жена. Остался один с тремя детьми. Горе сломило мужика и он оказался на самом дне. Дети, увы, тоже. Старший, отслужил в армии, вернулся и стал вместе с отцом батрачить. Когда у коммерсанта нет работы, они ходят по дворам и чинят старухам заборы и колют дрова. Средний сын женился на жительнице соседнего села. Там тоже нет никакой работы. Деревня умирает, поэтому они вместе с супругой нанимаются пастухами в окрестные села. Младшая дочь нигде не работает, обстирывает отца и брата. Ни Михаил, ни его сыновья не верят, что можно изменить судьбу, и тихо спиваются... В любой российской деревне сейчас можно встретить не одну и не две «семейные династии» батраков. А число тех, кто не верит, что в будущем жизнь улучшится, растет. Только 58 процентов россиян считают, что смогли приспособиться к переменам. 22 процента считают, что никогда не впишутся в новую жизнь. Многие Мишкины односельчане тоже являются такими же батраками. Ведь колхоз уже давно развалился. Денег у местных жителей нет. Исключение составляют три деревенских «олигарха». – Все путем, – сказал мне Иван Сергеевич. – Не то, что при Советах. Живи, трудись – не ленись. Но иногда, глядя на пьяного Мишку, ему становится страшно. Вдруг повторится 1917-й? Мишка, наоборот, даже после пол-литра самогона с нежностью вспоминает советские намолоты, советские урожаи и вообще все советские достижения, которые, разумеется, ему опять хочется сделать «былью». Социально-экономическое расслоение современного российского села расширяется. Сейчас беднейший слой сельчан колеблется в районе 15 процентов. Кстати, столько же было батраков и в царской России. История возвращается к нам в том или ином виде. Нынешние батраки ничем не отличаются от батраков дореволюционного времени. О революционных замашках батраков в Европе знают не понаслышке. В 2002 году по Греции прокатилась серия акций протеста батраков, направленных против отмены пособий безработным наемным работникам аграрного сектора. В июне в испанской Севилье забастовка парализовала полстраны. А в октябре обиженные аграрии заняли аэропорт в Неаполе. В Европе все закончилось благополучно: их правительства пошли на уступки. В России новые кулаки и возрожденные ими батраки договорятся вряд ли. И если прежние, советские времена были так ужасны, как живописует Иван Сергеевич, то до чего надо довести людей, чтобы они захотели к ним вернуться? Не добром, так силой. И тогда страна заполыхает, как полыхала в 17-ом, которого так боится Иван Сергеевич. |
<< ВЕТЕРАНСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КЛУБ << Начало июня 2005 << НАВЕРХ >> Дежурная страница >> |