Игры «на ходу»
Спортзал на улице
Хорошо, если вы не торопитесь, а ваш ребенок - сосредоточенный флегматик или меланхолик, позволяющий вам целеустремленно вести его за руку. В этом случае "попутно" можно заниматься, к примеру, математикой: "считать ворон" (а также другие объекты); развивать фантазию: "витать в облаках" (придумывать, на что похоже то или иное облако или туча).
Если же ваш ребенок в спокойном состоянии напоминает тайфун, ураган или цунами - не огорчайтесь. Скорее всего, вам удастся дойти до места назначения, ну, может, не совсем в срок. В конце концов, вот оно - время для подвижных игр, что совсем неплохо и для мозговой деятельности. Если же вам важно не опоздать или прийти с минимальной погрешностью в час, попробуйте вот что.
Возьмите с собой веревку. Нет-нет, мыло не понадобится. А веревка в качестве подручного материала очень подойдет - она мягкая и легкая. Теперь как только ребенок отказывается перемещаться дальше, достаете веревку и надеваете ее на шею... Вы теперь лошадь, а ваш ребенок - кучер или жокей. Поскакали?!
Если вы не пришли к финишу первыми (то есть в срок) - это только ваша вина. Советую улучшать физическую форму: минимум жиров, максимум движения. Бег по утрам, прыжки вечером... Следующий забег вы наверняка выиграете!
Надоели лошадки - играем в сломанную машину, которую надо тащить на буксире в гараж. Буксир - веревка, машина - вы или ребенок, гараж - место назначения. На пару кварталов игры хватит. Наскучит - машина плавно трансформируется в паровоз, который, громко пыхтя, рано или поздно прибудет на станцию. Возможно, даже раньше времени по расписанию.
Если "транспортные" варианты вашему ребенку "приелись", плавно превращаем веревку в канат, ребенка - в канатоходца, улицу - в цирк... Выкладываем веревку прямо на асфальте, ровно или с изгибами. Теперь попросите ребенка аккуратно, не оступаясь, пройти по веревке, и мысленно жалеете, что она (веревка) слишком короткая. Не забудьте в следующий раз взять веревку подлиннее.
Если веревки под рукой не оказалось, не расстраивайтесь. Для игры в буксир, паровоз или канатоходцев подойдет любая найденная палка.
Кстати, с помощью палки и подходящего забора (и при условии, что обитатели зазаборного пространства не слишком злобные) вполне можно заняться начальным обучением музыке - отрабатывать ритмические упражнения. Находим палку, забор и начинаем отстукивать на нем что-нибудь зажигательное, затем отбегаем на пять шагов вперед по ходу движения и просим ребенка повторить. Не забывайте продвигаться к намеченной цели! Иначе вы останетесь у этого забора навсегда.
Если у вас найдется кусочек мела, сразу начинайте играть в казаков-разбойников. Далеко от ребенка убегать не стоит, но метров двадцать форы вы себе позволить можете. Не допускайте, чтобы расстояние сокращалось! На месте будете вовремя.
Футбол - отличная игра-попутка. Две команды - вы и ребенок. Мяч - любая пластиковая бутылка, коробка или консервная банка, брошенная неаккуратными согражданами на улице. Дополнительный воспитательный эффект налицо: "не надо мусорить". Конечный пункт в идеале - помойка, куда вы и позволите ребенку забить решающий гол. Не забудьте напомнить, что ваш город стал после этого чище!
Ваш путь пролегает по плохо асфальтированной дороге или выложен тротуарной плиткой. Отлично! Выбоины и колдобины на дороге, а также лужи - перепрыгиваем, трещины на асфальте обыгрываем "наступай - не наступай" (опять же, тренировка внимания и реакции), а тротуарная плитка сойдет за кочки на болоте, по которым (или через которые) можно и нужно прыгать.
Вообще на улице можно устроить грандиозный спортзал, не имея при себе никакого спортивного инвентаря. Все необходимое прямо под рукой (или ногой), нужно только правильно это использовать. Бордюр, отделяющий пешеходную часть дороги от проезжей, превращается в гимнастическое бревно, пеньки от спиленных деревьев - в "козла", с парапетов лестниц можно съезжать, как с горки, даже в тридцатиградусную жару и при полном отсутствии снега.
Школа в очереди или в автобусе
Ну вот вы и добрались до места. Не исключено, что вас ожидает очередь, в которой придется провести не менее получаса. Пять минут ребенок усидит на месте, разглядывая ваших "товарищей по несчастью". А потом ему станет скучно. Но вы необычайно предусмотрительны, у вас в сумке найдется карандаш (ручка) и старая книжка или журнал, которые можно разрисовывать. Самое время поиграть в школу! Находим любую букву, показываем ее малышу и просим подчеркнуть или обвести все ее появления в статье. А потом подсчитываем ошибки и ставим настоящую оценку. Убиваем сразу двух зайцев - учим буквы и развиваем внимание и сосредоточенность. Постепенно усложняем задачу - ищем слоги или буквосочетания, потом - слова... Знаете, это ведь один из важнейших тестов при поступлении в летную школу: "О - подчеркнуть, А - зачеркнуть."
Любой журнал или книжка с картинками дает превосходный материал для развития фантазии и воображения. Закройте половину нарисованного предмета рукой или листом бумаги. Попросите ребенка угадать, что там.
Ну, а если вы стоите в очереди, где нет возможности присесть или уединиться в уголке, или едете в общественном транспорте, - запросто можно вспомнить про игры со словами. Пополняя лексический запас ребенка, вы незаметно для него (и для себя) можете подкорректировать его речевые проблемы и даже начать обучение грамматике.
Попробуйте простейшие словесные игры, например такие:
- назвать наибольшее количество слов на заданный слог, допустим, "ре" - река, речь, решение, революция... Можно усложнить задачу, задавая дополнительное условие - слова должны состоять из определенного количества слогов. Скажем, двух: река, ребус, репа.
гребешок - загадываете буквы, например, Н и Т, и ищете слова, где эти буквы есть - нота, нитка, тон...
- ответы наоборот. Задавайте своему малышу вопрос, ответ на который вы хорошо знаете, но просите его отвечать вместо "да" - "нет", вместо "черное" - "белое". Прекрасная тренировка внимания и сосредоточенности!
- … … … … … … … … …
Если в транспорте нашлось укромное местечко, ехать вам не одну остановку, и ребенок еще умещается на ваших коленях, используйте ручку и калькулятор. Вы можете дать первый урок арифметики прямо в автобусе, приобщая ребенка к миру цифр и счета.
С помощью ручки можно сделать вот что: на каждом пальце малыша нарисуйте смешную рожицу. Если вы знаете логопедические приговорки типа "Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка", вам обеспечена увлекательная игра до конца вашей поездки, с возможным перенесением дальнейшего действия домой. Если нет - не беда, придумывайте истории на ходу; например, как Мизинец пошел в гости к Безымянному, как они здоровались, разговаривали, спорили, прощались. Вы можете дать замечательные уроки вежливости и правил общения с людьми.
Помните, как внимательно относился к внешности своих собеседников Шерлок Холмс и насколько ошеломляющие выводы он делал, основываясь только на наблюдательности. Поиграйте с ребенком в Шерлока Холмса. Конечно, не стоит громко обсуждать вслух своих соседей по вагону метро. Но поездка в автобусе, разглядывание людей на остановках и наблюдение за ними - занятие вполне допустимое и небесполезное. Спросите ребенка, как он думает, куда направляется этот мужчина с портфелем, женщина с сумкой, ребенок с ранцем? Обсудите, хорошее ли у человека настроение, придумайте ему имя и историю его жизни.
Пофантазируйте вместе, подобные упражнения помогут ребенку впоследствии лучше разбираться в людях, делать правильные выводы.
Источник текста:: 7ya, 5/21/2004
|