13 апреля 2010 года, Радоница

Петербург, Рыбацкое и пр. Обуховской обороны

Теперь у меня уже традиция — на Радоницу ездить в Рыбацкое, на Казанское кладбище, к могилам Принцевых. Тем самым помянуть и их, и всех родственников и близких, упокоившихся в разных уголках Союза, а теперь и зарубежья. Вечная им память!

О поездке на Радоницу-2009 я написал большой отчёт с видеороликом и с историей села Рыбацкое. А нынче ограничусь только фотографиями.

Казанское кладбище

Знаю, что здесь ещё похоронены дядя Серёжа Принцев и тётя Капа (урождённая Зотова). И на этот раз искал их могилы, но нашёл. Пошёл к могилам деда Василия и дяди Вани Принцева.

           

Лишь единожды приезжал сюда со старшим сыном Андреем, а остальным детям и внукам всё ещё недосуг. Надеюсь, дозреют…

Прибрался, помянул Предков и пошагал к Неве.

Рыбацкий проспект

Ещё два места моих поклонения находятся рядом с Покровской церковью — бывший "Учительский дом" (Рыбацкий пр., № 12), с которого начиналось расселение Принцевых по Ленинграду, и руины школы №333, которую я закончил.

На этот раз я свернул не к школе, а налево, к обелиску "в память усердия села Рыбацкого крестьян, добровольно нарядивших с четырёх пятого человека на службу Родине во время шведской войны".

           

У Невы

Недалеко от новой школы и Дома культуры открывается чудесный вид на Вантовый мост и бесхозяйственное запустенье набережной.

           

Троицкое поле

От ул. Дм.Устинова до ул. Дм.Чернова (метро "Пролетарская") всего восемь остановок любым автобусом. Здесь знаменитый Обуховский завод, в наше время называвшийся "Большевиком". На нём, в основном, и работали рыбацкие — в т.ч. и дядя Серёжа. И это была рабочая аристократия! Как, скажем, сейчас аристократия нерабочая…

           

Проспект Обуховской обороны

Зашёл в церковь Кулича и Пасхи. Потом сел на трамвай №27 и покатил вдоль Невы и через неё аж до самой м. "Новочеркасской". А там уж рукой подать до м. "Ладожская" и до Всеволожска :)).

Так день и проездил. Слава Богу, осилил!

Правда, настроение какое-то унылое…

           

Радоница: история и современность

По сообщениям Виктора Горячева, по публикациям свободной русской энциклопедии «Традиция», сообщества "Мы - славяне!" и др.

Слово «Радоница (Родоница)» близко по смыслу словам «род», «предок», а также «радость». Это объясняется, во-первых, глубоким верованием русского народа, что придет время, когда все мертвые восстанут из гробов, а во-вторых, оживлением природы, побуждая человека забыть на этот раз о суровой, безжалостной смерти, подумать о жизни, которая сулит и радость, и благо.

Радоница — по сути, общеславянская традиция тризны. Она сохранилась с языческих времён, воспринята русской Церковью и во многом переняла черты старославянских праздников поминовения предков — Дедов.

Деды — в славянской мифологии — души предков, улетевшие в Ирий. С христианизацией славянских народов языческие обряды поминания умерших родных, призывания их посетить землю, трансформировались в родительские субботы, но уже с наносным библейским содержанием.

А вообще-то, это настоящий весенний праздник, сохранившийся разве что в Белоруссии и в некоторых славянских общинах.

Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшённую кашу, крашенные яйца-писанки. После зачина начинается тризна: воины на горе «боряхуся по мертвецы», показывая своё боевое искусство. С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь. К полуночи, на той же горе раскладывают дрова для большого костра.

Заполночь начинается праздник — Живин день. Женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Прославляют Живу, богиню жизни, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (Навий) после долгой зимы. На той же высокой горе затевают весёлые игрища и хороводы вокруг костра. Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Навий и возвращении в Явь. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну …

Эх, побывать бы на таком празднике!

Да и дальше - череда весенних праздников и ночных радений, в основном, для молодёжи.

С 16 по 22 апреля (цветеня) отмечаются Первые Русалии - череда святодней, предшествующих Яриле Вешнему, чародейная седмица (неделя) посвящённая чествованию Девы Лели - юной Богини Весны и девственной Природы, бурлящих вод и пробудившихся женских водяных духов - русалок-берегинь. О сию пору девы в долгорукавках без оберегов, уподобляясь русалкам, творят "вертимое плясание" на полях, не допуская в свой круг парней.

С 22 апреля (цветеня) по 10 мая (травеня) отмечается праздник "Красная Горка", который начинается с Лельника и заканчиваются ко Дню Земли-Матушки. Это праздник красной весны, веселья, хороводов, символизирующий встречу парней и девушек, праздник поцелуев и начала половой жизни, сродни тому, что Весна - это начало новой жизни для всей приРОДы, тако же это ещё и первое весеннее гуляние молодых девушек. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней или даже недель и потому был настоящим событием в жизни молодых людей.

Мне нравятся славянские святодни. Жаль, мы не знали о них в молодости… Да многие, оболваненные заёмными идеологиями, и сейчас не знают о родном, исходном, природном мировоззрении.

back

14.04.2010. Владислав Вас. Никитин, Семейная студия «ВидеоКОТ»

Хостинг от uCoz