Ортопедический марафон

В базе данных Петербургского протезно-ортопедического предприятия числится более 66 тысяч человек, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи. Я — один из них.

Всю жизнь мне делали ботинки ежегодно и без проблем, просто по предъявлении инвалидности там же, на фабрике. Кто бы в здравом уме мог подумать, что может быть иначе? А вот нынче я собрал кучу бумаг (одних только КЭК две штуки!), но всё равно уже два года не могу заказать обувь. Хожу в старой, благо её делали добротно, — спасибо мастерам фабрики, особенно, Александру Плохову, к которому я был прикреплён.

Монетизация — это издевательство власти над народом.

Если бы компенсировали льготы по совести, кто бы возражал? Но путинцы поступили бесчестно, лживо и своекорыстно.

Например, постановили: "инвалид должен сам приобретать протезно-ортопедические изделия за счет компенсационной выплаты". Для сведения: сложившаяся стоимость этих изделий колеблется от 2 до 100 и более тысяч рублей. А пенсия вместе с т.н."компенсацией" у большинства не превышает 2-3 тысячи рублей в месяц. Этого не хватает даже на пропитание, не говоря уж о нормальной жизни, — включая одежду и платежи, проезд и лекарства, протезирование ног и зубов, содержание жилья, телефонное и компьютерное общение, санатории, в которых мы не были последние десятилетия… Добро бы была приличная работа, но её не найдёшь.

Реформаторы плодят бюрократов, а те занимаются надувательством. Чем и кормятся. И сами ДЕЛО не делают, и другим не дают.

Появились "промежуточники" — ФСС и МСЭК, — и они гоняют инвалидов за справками. И это при обилии компьютеров и баз данных! Думается, если бы на месте Зурабова и др. сидели лидеры-инвалиды, не было бы таких безобразий в инвалидном законодательстве и управлении.

В походах за обувью я уже был в поликлинике у терапевта и хирурга, дважды на Ортопедической фабрике, в ФСС и в МСЭК. Марафон ещё не окончен, но уже известно: во-первых, если и дадут ИПР, то только на год, а во-вторых, финансирования из областного бюджета нет.

Параллельно мотался за рецептами, которые устаревают за месяц, за лекарствами, которых вечно нет, за ежемесячными проездными билетами за 220 руб., поскольку теперь я уже не приравнен к инвалидам войны.

Ещё по пути делал снимки - они здесь. Но самые колоритные сцены бюрократической жизни, увы, не дозволено снимать.

Таня уже сошла с дистанции: ходила в стоптанной обуви, подвернула ногу, разорвала связки. Так что мне вдвойне нужны силы на беготню за справками, за лекарствами, за деньгами. Поэтому не буду здесь изливать праведный гнев и возмущение — они более уместны на митинге. Не буду также разбирать хитросплетения и воровство реформаторов — об этом лучше сказано в цитируемой ниже статье "Хождение по мукам".

Лучше добрым словом помяну старые времена.

Помню, когда в 1950-х годах (кто помнит точнее?) фабрика переехала из Апраксина двора в район Мариинского театра, на ул. Союза Печатников, регистратура помещалась в узком полуподвальном коридоре. Там всегда была толчея, не развернуться. Тем не менее, в уголке поставили аквариум. Я, как и многие пацаны из питерской бедноты, видел аквариум впервые и не мог оторваться. Вокруг стоял шум и гам. Он затихал, лишь послышится скрип протеза главврача Ивана Григорьевича. …

Теперь, когда вижу просторную, пустую регистратуру в великолепном новом здании, становится грустно. Не для нас, простых русских людей, всё это.

Хождение по мукам

Конспект статьи: © Евгения Дылева. Хождение по мукам. - "Час Пик", 02.02.2005, Петербург

Многоруко и многолико, но недальновидно

Воистину, неисповедимы реформаторские пути в здравоохранении и социальном развитии. Во всяком случае, как полагают люди искушенные, на протяжении многих лет работавшие в системе, объединение Минздрава и Минтруда России в одно министерство и последующее его разделение на три федеральные службы, страдающие по отношению друг к другу хронической глухотой, привело к тому, что новое министерство многоруко и многоного, но недальновидно.

Стоит отметить, что ключевые позиции в новых структурах сейчас занимают люди, которые никогда прежде не имели отношения к социальной сфере. В результате нормативные акты, принимаемые правительством, со временем могут обернуться большим злом.

Сколько их, куда их «гонят»…

Власти взялись реформировать решительно все. Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов заявил, что создается Федеральная служба по медико-социальной экспертизе (МСЭК), одной из функций которой будет разработка программ социальной реабилитации инвалидов (по оценкам министра). Но вот в чем вопрос: улучшится ли реально качество жизни людей, имеющих большую или меньшую степень нетрудоспособности, с появлением новой бюрократической структуры, подведомственной Минздраву? Этот вопрос остается открытым. Как бы там ни было, г-н Зурабов заверил, что только на обеспечение россиян протезно-ортопедической продукцией планируется в следующем году израсходовать 4,9 млрд. руб.

Кстати, некоторые уважаемые эксперты полагают, что главная функция создаваемой службы (по оценкам Михаила Зурабова, ежегодно более 1 млн. человек впервые признаются инвалидами), во всяком случае на сегодняшний день, вовсе не социальная. Федеральные чиновники сообразили, что она может защитить российский бюджет от происков администраций субъектов Федерации, которые за считанные недели до начала реформы социальных выплат осуществили попытку в спешном порядке перевести как можно больше льготников с регионального довольствия на федеральное. И присвоение группы инвалидности — или, согласно новой терминологии, степени утраты трудоспособности — губернаторы на местах почитают самым простым способом «избавления» от льготника, который в этом случае автоматически попадает в федеральный регистр.

В этом году медико-социальная экспертиза (на создание новой службы правительство готово потратить 1,9 млрд. рублей), по задумке реформаторов, должна встроиться в министерскую вертикаль. Кроме того, утверждению подлежат единые государственные стандарты для работы этой системы. Инвалидов просили не беспокоиться, но они неуютно чувствуют себя в эпицентре больших социальных экспериментов…

Фантомные протезы — от государства

Между тем, как показывает практика, бесконтрольность в деле обеспечения граждан протезно-ортопедическими изделиями (к слову, не только в нашей стране) ведет к откровенному надувательству граждан.

Взять хотя бы недавний скандал в Литве, который был обнародован в целом ряде изданий. Напомним, что осенью 2004 года литовская полиция сообщила о раскрытом мошенничестве: фирма Orto Pluss, в течение нескольких лет получавшая от государства деньги за изготовление протезов, на самом деле их вовсе не делала... Факты следствия таковы. В августе после проверки деятельности этой сомнительной фирмы выяснилось: хотя они отчитывались о большом количестве изготовленных для инвалидов протезов и получали за них деньги, самих протезов-то и не было. В итоге было возбуждено уголовное дело. Полиция задержала по подозрению в мошенничестве председателя правления этой «Orto Pluss», который признал свою вину.

Интересно, что эта лжефирма на протяжении 5 лет (с 1999 по 2004 г.) успешно участвовала в конкурсах, проводимых государственным Центром технических вспомогательных средств. Предприятие получило подряд на изготовление протезов. И хотя полиция установила более 5000 случаев, когда якобы изготовленные протезы на самом деле сделаны не были, государство этого почему-то не замечало… В итоге, как считают правоохранительные органы, из государственной казны было мошенническим путем вытянуто примерно 300000 литов.

Оказалось, что полученные за счет инвалидов сотни тысяч вкладывались в недвижимость.

Известны и другие скандальные случаи…

Люди против марафона за тростью

Уместно вернуться к российским Правилам обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета. В этом документе сказано, что уполномоченным органом по оказанию протезно-ортопедической помощи является не орган социальной защиты, как было прежде, а исполнительный орган Фонда социального страхования (ФСС) Российской Федерации. Вспомним, что у нас в Петербурге такие торги прошли с грубыми нарушениями законодательства, в том числе, как отмечают юристы, 171-й статьи Уголовного кодекса, когда московская фирма ЗАО «НПЦ «Огонек», не имея лицензии на конкретные виды работ и услуг, выиграла лот стоимостью 15 млн. рублей. И сейчас из-за поздно принятого решения о назначении нового уполномоченного органа, отсутствия необходимых методических рекомендаций по проведению конкурсов многие инвалиды вынуждены оставаться без протезно-ортопедической помощи как минимум весь первый квартал.

Если следовать новым Правилам, то уполномоченный орган вправе указывать инвалиду, где он может заказать положенное ему протезное изделие. Хотя в не отмененной статьей 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» сказано: «Инвалид вправе самостоятельно решать вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая… протезно-ортопедические изделия». Дело так может дойти до абсурда: если петербургский лот по протезам голени выиграет Новгород или Псков, несмотря на то, что у нас есть собственное протезно-ортопедическое предприятие и собственные квалифицированные специалисты, инвалид, проживающий в городе на Неве, должен будет ехать туда. Любой здравомыслящий человек скажет, что это абсурд. Хотелось бы верить, что, рассуждая об этом, специалисты, встревоженные сложившейся ситуацией, сильно утрируют. И все же такое может произойти, если не будет создан единый методический подход к проведению таких конкурсов.

Хостинг от uCoz